10.11. Особенности работы электродвигателей с перегрузкой

Если для привода станка используется асинхронный двигатель, то наибольшее кратковременное действующее значение мощности (полученное из нагрузочной диаграммы) должно быть меньше максимально допустимой мощности для данного двигателя. Как известно, кратковременная допустимая перегрузка асинхронного двигателя лимитируется его максимальным (опрокидывающим) моментом, который превышает номинальный момент примерно в 1,8–2,3 раза. Учитывая, что в промышленных электросетях допускается снижение напряжения на 10%, и введя коэффициент запаса 0,85, то кратковременная перегрузка асинхронного двигателя не должна превышать 1,4 – 1,5 от его номинальной мощности.

Кратковременная перегрузка по току двигателей постоянного тока (нормального исполнения) ограничивается условиями коммутации и не превышает 1,8 – 2,5 от номинального тока.

В электроприводах, работающих в режиме чередования нагрузки и холостого хода, длительность холостого хода в результате пауз в работе станка может оказаться такой, что величина потерь энергии при холостом ходе окажется больше потерь энергии при пусках и остановах двигателя. В этом случае, на период пауз двигатель отключается от сети с целью улучшения энергетических показателей электропривода (уменьшения расхода электроэнергии и повышения cos φ). На станках, пуск и остановка шпинделя которых производятся при помощи фрикционной муфты, станочник редко выключает двигатель при замене резца, при установке, снятии или выверке обрабатываемого изделия. Для сокращения длительности холостого хода электропривода в этих случаях могут применяться автоматические ограничители холостого хода. Такие ограничители допускают работу двигателя вхолостую только в течение определённого времени, после чего двигатель автоматически отключается.