10.14. Методика расчёта мощности электропривода для зажима колонны радиально-сверлильного станка

Для надёжного закрепления колонны должно соблюдаться следующее условие:

где dср – средний диаметр ходового винта,  м;

ηп – КПД червячной передачи;

i – передаточное число червячной передачи;

α – угол наклона ходовой линии винта,  град;

α –угол наклона клина,  град;

φ – угол трения ходового винта,  град;

φ1 – угол трения клина,  град.

Знак «+» в формуле (10.53) относится к зажиму колонны, знак «–» – к отжатию колонны.

Во время зажима до соприкосновения поверхностей клина и колонны станка электродвигатель развивает незначительный момент, обусловленный трением в передачах механизма. С начала соприкосновения клиновых поверхностей момент сопротивления начинает увеличиваться. Предел статического момента может наступить или при переходе через максимальный момент двигателя, или раньше – при автоматическом отключении двигателя, когда приведённый момент статического сопротивления не достигнет максимального момента двигателя.

Нагрузочная диаграмма электропривода при зажатии колонны изображена на рис. 10.15.

Нагрузочная диаграмма привода зажима колонны при зажатии

а – конец разгона двигателя; b – начало зажатия; с – автоматическое отключение двигателя

Рис. 10.15. Нагрузочная диаграмма привода зажима колонны при зажатии

Кривые для случая 1 показывают, что двигатель перегружается и останавливается в режиме короткого замыкания. В случае 2 двигатель автоматически отключается при моменте сопротивления, меньшем, чем максимальный момент электродвигателя, за счёт срабатывания максимального реле.

Упрощённая кинематическая схема механизма зажима траверсы (для фрезерных, карусельных, продольно-строгальных и т.д. станков) показана на рис. 10.16.

Схема привода зажима поперечины

1 – двигатель зажима; 2 – червячная пара; 3 – рычаг; 4 – поперечина; 5 — станина

Рис. 10.16. Схема привода зажима поперечины

Момент на валу двигателя в данном случае вычисляется по формуле:

где  q – передаточное отношение рычагов;

остальные обозначения те же, что и для выражения (10.53).

Значение начального (пускового) момента двигателя рассчитывается из условия отжатия. При этом наибольшее усилие определяется с учётом предположения, что максимальное реле при зажатии не сработает и электродвигатель остановится. Для того чтобы двигатель мог быть пущен для отжатия, в кинематической цепи зажимного устройства создаётся специальный люфт, во время выбирания которого электродвигатель успеет разогнаться до полной скорости. При отжатии с полной скоростью момент статического сопротивления покрывается моментом двигателя и динамическим моментом привода (рис. 10.17).

Нагрузочная диаграмма привода зажима колонны при отжатии

т – конец разгона; п – конец отжатия; k – установившийся режим (холостой ход)

Рис. 10.17. Нагрузочная диаграмма привода зажима колонны при отжатии

Электродвигатели вспомогательных механизмов станков обычно работают в кратковременном режиме и должны  обладать повышенным пусковым моментом и высокой перегрузочной способностью.